У вечерней мгле гаснет солнце... С ним уходят в небытие тревоги и заботы очередного дня. Одно за другим темнеют окна в двухэтажке в центре поселка. В одном еще играют голубые вспышки: это мелькает экран телевизора. Сюда хочется приходить. Отведать вкуснейшего компота, поделиться радостью, поговорить о своих неудачах.
В этой квартире живут учителя – Василий Иванович Супряга и Екатерина Алексеевна Хоменко. Они идут по жизни рука об руку, поддерживая друг друга и помогая, у них общее не только жилье, дочкина семья, любимая внучка. У них общие воспоминания, труд в школе, ученики, родители. У них судьба – одна на двоих. Учительская судьба.
Как бы банально это не звучало, и сама жизнь подтверждает истину: учитель – не профессия, а призвание. Истинно ведь: профессия учителя – от Бога, все остальное – от учительской. Среди их выпускников прокуроры, военные, земледельцы, архитекторы, музыканты, учителя, медики... Двери их дома открыты для всех. Как так случилось? Почему именно их семья излучает непостижимый магнетизм? Разгадка проста. «Нет загадки таланта. Есть вечная загадка любви» (Григор Тютюнник). Жертвенность в своей работе, любовь к воспитанникам, высокий профессионализм – все это дало большое уважение и любовь детей, их родителей, коллег-педагогов на много лет жизни. Они умели отдавать себя своей работе. Дисциплина, глубокие знания, справедливость, искренность и доброта – те основы, на которых строился дом их педагогического мастерства.
Он был всегда энергичный, подтянутый, занятый. Он отдавал каждому своему ученику частичку своего сердца. С большим вдохновением и желанием дети бежали на его уроки, влюблялись в него, гордились тем, что именно он учит их. Его уроки были доступом в тайный мир физических формул и закономерностей природы. Это были уроки взаимопонимания между учителем и учащимися.
Она сдержанная, внешне спокойная, с тихим голосом и непререкаемым авторитетом. Она больше всего любила свой предмет и детей. Ее цель – не просто научить алгебре или геометрии (это она могла бы сделать легко). Ее занятия – это уроки любви к миру математики и к окружающим, уроки поиска правильных решений и умение находить выход из сложных жизненных ситуаций.
В их совместном педагогическом прошлом различные должности и достижения.
Василий Иванович в 1964 году, окончив ВУЗ, начал работать по специальности, преподавал физику и математику в Савинськой восьмилетке Оржицкого района, затем, после службы в Советской Армии, – в Лазорковськой и Воронинцовской школах. Уже тогда молодой перспективный учитель выделялся среди общественности своим неординарным мышлением, умением отстаивать собственное мнение, а еще – влюбленностью в выбранную профессию. С 1970 года Василий Иванович переезжает в Оржицу. Несколько лет он – директор заочной школы, а с 1974-го – завуч местной средней школы и одновременно учитель физики. И так вплоть до выхода на заслуженный отдых.
Екатерина Алексеевна выбирала профессию сердцем: не было в ее роду учителей, но имела пример своих школьных наставников. Поэтому не раздумывала долго, а стала студенткой Полтавского педагогического института. Быстро взлетели годы учебы, и вот – первое официальное назначение в 1964 году – Воронинцевская школа, где делала молодая учительница первые шаги в профессии. Здесь постоянное самообразование, работа над собой. Здесь появятся надежные друзья и советчики, здесь станет ломать голову над первыми педагогическими, а не математическими задачами, здесь появится понимание: отношение детей к учителю – высшая награда. В 1970 году ей предложат должность заведующей методическим кабинетом. Испытания бюрократией выдержит аж 1 год, с 1971 года в трудовой книжке «учитель математики Оржицкой средней школы».
Наша школа, где закалялся характер и светились счастьем глаза, станет для Василия Ивановича и Екатерины Алексеевны родным: почти 30 лет преподавательства, одержанные победы высоких уровней. Они радостью считают каждый прожитый в школе год и гордо называют ее своей. Они любят коллег и своих воспитанников,пережывают о каждом , широко открывают им дверь собственной квартиры и своего сердца.
Заслуженный отдых, или прозаичнее – пенсия – изменит жизнь семьи: вместо устоявшегося распорядка дня с ориентацией на школьное расписание долгие дни и вечера. И как хорошо, что они не одиноки: приходят выпускники разных лет, стучатся в квартиры родители, звонят друзья, коллеги. А мнения учителей – в школе. Сердце стремится к ней, лучшей в мире, которой отдавали силы и знания, где учили и учились, откуда вылетели в мир ученики, у которых не стесняются уже сами учиться сегодня. Каждую победу коллег и всех школьников Оржицкой ООШ поздравляют, не смотря на то, кто ее достиг, а каждую неудачу воспринимают как собственную.
Их супружеская жизнь длиной в почти 50 лет. Это годы счастья, потерь, радости, печали. Они мудро радуются прожитым днем и с надеждой смотрят в завтра. Они не просят много, только здоровья – родным и близким. А еще достижений родной школе. Краеугольным камнем бытия учительской семьи была и есть Любовь. К профессии, детям, школе. К людям. И эта любовь возвращается к ним через годы и расстояния.